История Украинской обуви

История обуви
в Украине связана с историей производства обуви в России. Как и наши северные соседи,украинцы – и мужчины, и женщины – носили обувь, изготовленную из шкур животных, дубленой кожи или, реже, мех, древесная кора и еще реже с пеньковой веревки, из которой обувь плетут, а также шерсти для валяния.
Дерево почти не употребляют.Из существующих в наши дни видов восточнославянской обуви древнейшей следует считать кожаную обувь, которую, собственно, не шьют, а закладывают складками, морщат, т. е. стягивают кусок кожи веревкой таким образом, что по бокам у него образуются сборки, морщины. Такую обувь привязывают к ноге длинной веревкой; названия этой обуви — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки (укр.); поршни (вероятно, из «морщни» от глагола «морщить»), струсни (рус.); ходакi, хвiянкi (белорус.). Это — прямое продолжение древней обуви,состоявшей из привязанной к ноге шкурки какого-либо небольшого зверька кожи. .
Популярной была кожаная обувь без каблуков – те самые чоботы, которые так часто упоминались в украинской классической и народной литературе, что в Галиции называют русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.
В середине XIX в. особую популярность приобрел такой вид сапог, как так называемые выворотные сапоги: в таких сапогах подметка пришивалась к сапогу изнутри (это называлось під завидь), после этого весь сапог смачивали водой и выворачивали наизнанку.
Лапти (укр. личаки) плетут из древесного лыка; по своему тину они полностью повторяют простейшую кожаную обувь, однако не шитую,а «морщеную» (поршни, постоли). Это та же низкая обувь, типа сандалий, которая привязывается к ноге длинными шнурами. Шнуры и здесь имеют те же названия (рус. оборы, укр. и белорус, валоки). В простейшей разновидности лаптей оборы продеваются сквозь петлиили ушки, которые соответствуют отверстиям на кожаных поршнях; ими прикрепляют обувь к ноге.
Белорусские и украинские лапти отличаются от русских не только прямоугольным плетением, но и тем, что у них более низкие бока и очень слабо оформлен носок. В сущности, бока и носок такого лаптя состоят из петель, сквозь которые продергивается веревка, связывающая лапоть и одновременно закрепляющая его на ноге. Сам лапоть при этом, в сущности, состоит только из подошвы, представляющей собой маленький коврик, сплетенный из полосок лыка. У русских лаптей, отличающихся косоугольным плетением, бока и особенно носок гораздо глубже. Своей высотой и формой лапоть иногда напоминает настоящий низкий башмак.

Низкая обувь, похожая на лапти, которую также привязывают к ноге длинными оборами, но плетут из пеньки, называется чуни. При плетении пользуются четырехугольной продолговатой колодкой, в которую забивают небольшие гвозди. Неношенные чуни сохраняют прямоугольную форму этой колодки. Для восточных славян этот тип обуви является сравнительно новым, хотя распространился он очень быстро и повсеместно, и его проникновение в беднейшие слои рабочих продолжается и по сей день. Само слово чуни мы склонны производить от более древнего чухни, т. е. финская обувь.Кроме лаптей, из полосок древесной коры, особенно березовой, плетут еще один вид обуви, которая имеет форму галош или домашних туфель и не привязывается к ноге. Этот вид обуви обычно надевают без чулок и носят главным образом дома. Названия разнообразны: ступни, босовики (рус.) и т. д.. Для прочности к лаптям приделывают подметки, которые оплетают пеньковыми веревками, а иногда тонкими полосками древесины дуба, размоченными в горячей воде. Когда на улице сыро и грязно, к подошвам лаптей привязывают деревянные колодки, каждая из которых состоит из двух дощечек. Это, в сущности, единственный у восточных славян случай использования дерева для изготовления обуви. Когда в 1920-1921 гг. городское население носило деревянные сандалии, это был тип обуви, новый для восточных славян, и созданный по иноземному (в большинстве случаев польскому) образцу.С лаптями и другой низкой обувью, которую длинными завязками прикрепляют к ноге, восточные славяне носят обычно не чулки, а так называемые онучи — длинные узкие полосы толстой ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивают стопу и голень до колена, аповерх нее обвивают ногу, обычно крест-накрест, обоими концами длинных шнурков, которыми привязывают обувь к ноге. Шнуруют в разных местах по-разному. Онучи, как правило, белые, однако в некоторых южнорусских областях встречаются и черные — например, в Богородицком уезде Тульской губ.; это так называемые завои. Кое-где на Украине зимой оборачивают ногу сначала пучком соломы или особой длинной и тонкой травы (волоснись) и лишь поверх нее — онучами.Обувь, валянная из шерсти, появилась у восточных славян сравнительно недавно. Умение делать высокие валяные сапоги возникло лишьв начале XIX в. в Нижегородской губ.До этого времени валяную обувь делали лишь в виде высоких галош из войлока (так называемые коты, чуны, валенки, катанки, кеньги). К валяной обуви иногда подшивали кожаные подошвы. Кроме того, в украинской мифологии существует масса обрядов и примет, связанных с обувью. Так, особое значение имел символический подарок от зятя теще – сапоги. Считалось, что таким способом зять «протаптывает» дорожку в дом тещи, надеется построить хорошие с ней отношения. Также популярным было святочное гадание: бросание черевичка через забор дома и угадывания таким образом имени суженого.

Добавить комментарий